1. Проблемы тарифной политики Центрального депозитария (по материалам обращений депозитариев в СРО ПАРТАД)
В соответствии с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 гг. одним из важнейших условий успешного функционирования финансового рынка является обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. Вместе с тем, вступившие в силу с 01.01.2016 и действующие в настоящее время тарифы на оплату услуг центрального депозитария (НКО АО НРД) привели к значительному повышению стоимости некоторых его услуг для участников финансового рынка и, соответственно, к дополнительным затратам для инвесторов. Это вызвало ряд обращений членов СРО – клиентов центрального депозитария в ПАРТАД.
Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №414-ФЗ «О центральном депозитарии» (далее – Закон), вступившим в силу с 1 января 2012 г., депозитариям запрещено открывать счета номинального держателя в реестрах тех эмитентов, которые должны раскрывать информацию в силу закона. Счета для учета таких ценных бумаг, соответственно, депозитарии вынуждены открывать в центральном депозитарии.
Существенное изменение тарифов НКО АО НРД (далее – НРД), вступивших в силу с 01.01.2016г., значительно повлияло на стоимость обслуживания ценных бумаг, которые до этого в течение длительного времени учитывались на разделе долговременного хранения счета депо , имевшего особый порядок расчета услуг (хранение – 0 руб., снятие с хранения – 2000 руб.). В новых тарифах НРД такой порядок отсутствует и тарификация его услуг по данному разделу производится на общих основаниях с другими разделами счета депо.
Указанное изменение принципов тарификации услуг НРД привело к значительным дополнительным расходам клиентов депозитариев, ориентированных на долгосрочное обслуживание инвесторов, так как увеличение стоимости услуг составило для них в ряде случаев десятки и даже сотни раз. Как результат, к настоящему времени ряд небанковских депозитариев кастодиального типа потерял значимое для них число клиентов, которые перевели свои активы для учета в реестр или в более крупные депозитарные структуры, в т.ч. с государственным участием, и так доминирующие на рынке финансовых услуг.
Обратившиеся в ПАРТАД депозитарии полагают, что тарифы НРД в части, касающейся длительного хранения акций и дефолтных облигаций несправедливы, так как они несопоставимы с издержками НРД на обслуживание и оказывают дестабилизирующее воздействие на инфраструктуру рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций.
Кроме того, ряд депозитариев-членов ПАРТАД считают неоправданными и влекущими избыточные финансовые издержки как тарифы на оплату услуг центрального депозитария, связанные со снятием ценных бумаг с хранения, предоставлением доступа к Базам данных по ценным бумагам и сопутствующей информации (Диск НРД, SIR-NSD, SIR-NSD Lite и т.п.), так и требование о перечислении доходов по иностранным ценным бумагам только на банковские счета, открытые депоненту в НРД.
2. Проблемы порядка выработки тарифной политики Центрального депозитария (комментарии экспертов ПАРТАД)
Инструментом, определенным в качестве одного из противовесов для злоупотребления доминирующим положением центрального депозитария, согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ "О центральном депозитарии" является Комитет пользователей его услуг. Однако, по мнению экспертов ПАРТАД, текущая структура Комитета пользователей услуг НРД не позволяет ему эффективно выполнять свою функцию. Возможно, это связано с тем, что значительное число голосов в текущем Комитете пользователей услуг НРД имеют представители самой группы Московской биржи (МБ) и связанных с ней акционерными отношениями крупнейших банков (и аффилированных с ними структур), в т.ч. с контролирующим государственным участием, и так уже представленные в Наблюдательных Советах НРД и МБ (13 из 25).
В составе Комитета пользователей услуг НРД фактически не представлены интересы мелких и средних участников инфраструктуры рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, не являющихся акционерами МБ и, тем более, не представленными в Наблюдательных советах НРД и МБ, но понуждаемых законом к использованию услуг центрального депозитария, что выводит их за периметр влияния на тарифную и иную политику центрального депозитария. По мнению экспертов ПАРТАД, это противоречит как общепризнанным принципам корпоративного управления, так и Принципам для инфраструктур финансового рынка BIS/IOSCO.